Меню сайта

Счётчик посещений
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Проверь себя
Словари русского языка
www.gramota.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта
Разработки уроков Учительский портал Методсовет Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей. Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
555 Мои разработки

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя начальных классов Карандашовой Елены Павловны


Суббота, 04.05.2024, 22:18
Главная » Файлы » Методическая копилка

Возможности курса ОРКСЭ в духовно-нравственном воспитании младших школьников
19.05.2011, 15:51
   В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. 
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;
Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Одним из значимых событий прошлого учебного года стало введение в школьную программу нового предмета «Основы светской этики». Содержание данного модуля обладает значительным воспитательным потенциалом.
Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Обратимся к темам уроков: « Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.
Высказывая своё отношение к предмету одна из моих учениц написала так: «..эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей…»
В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи, им интересно кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции.
 Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.   
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. 

Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
 Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации я предлагаю ребятам обращаться к членам своей семьи 
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с жителями Дома ветеранов, который расположен в микрорайоне (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты), оказывают посильную помощь детскому дому, приюту для бездомных животных.
Радует то, что дети становятся организаторами, приобщая к благотворительности родителей, старших братьев и сестёр.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане на уроке с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т. д.
Разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание.
Продумать презентацию.
Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как : «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы : «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», « Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.
И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
• Укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
• Формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
• Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Темами итоговых творческо- исследовательских работ учащихся стали и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Конечно, такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи, а это никто и не запрещает За короткий период преподавания «Основ светской этики» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто- то узнал о героическом прошлом своих предков.

Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Селена2
Просмотров: 5991 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь

Праздники дня
Праздники России

Погода
Новосибирск

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Block title
    Скачать презентации

    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz