Рабочая программа составлена на основе действующей программы для общеобразовательных учреждений и программы «Русский язык» Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Издательство: Москва, «БАЛАСС», 2008 год. Программа является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Образовательной программы «Школа-2100»,рекомендована Департаментом общего среднего образования Российской Федерации. Программа реализована в учебнике «Русский язык" 3класс,авторы:БунеевР.Н.,БунееваЕ.В.,ПронинаО.В.Издательство:Москва
«БАЛАСС»2008год. Программа реализует стандарты первого поколения и учитывает реальные рамки учебного времени, а также познавательные возможности обучающегося данного возраста, в ней сохранены замысел авторов и содержание программы, которая рассчитана на 170 часов в год, (5 часов в неделю), согласно учебному плану школы на 2009-2010 уч.год. Основная цель курса: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения),формирование элементарной лингвистической компетентности.
Задачи преподавания русского языка:
1. Развитие патриотического чувства к родному языку, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку, как части русской национальной культуры.
2. Осознание ребёнком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой.
3. Формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной точной богатой.
4. Формирование умений и навыков, необходимых для того чтобы правильно точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. К концу учебного года обучающиеся должны знать:
• правила правописания слов с изученными орфограммами;
• признаки им. сущ., им. прил., глагола, местоимения;
названия и признаки чл. предложения: главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных; однородных членов предложения; Обучающиеся должны уметь:
• производить звуко-буквенный анализ доступных слов; • видеть в словах изученные орфограммы и другие опасные места; правильно писать слова с безударной гласной, СС двойными согласными в корне; с ь для обозначения мягкости; с ь-разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями; по программе графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
• правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунтограммами /55-60 слов/ правильно переносить слова с двойными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
• находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме /ставить слова в нужную форму/, образовывать слова с помощью суффикса и приставки, подбирать однокоренные слова, в том числе и с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах:
• распознавать изученные части речи, производить морфологический разбор в объёме программы;
• определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
• разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому, выделять из предложения сочетания слов связанных между собой;
• видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами /без союзов, с одиночным и/ • составлять предложения с однородными членами употреблять их в речи; • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения /с помощью учителя/, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; читать и понимать учебно-научные тексты;
Методы, используемые на уроках: • метод получения новых знаний;
• метод доступности;
• метод наглядности; • исследовательский и др.
Способы проверки знаний:
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий, а также в форме устного опроса.
Критерии оценки знаний /основание Письмо Минобразования России от 19 ноября 1998 года №1561/14-15 Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе/.
Ожидаемый результат: общий-100%, качественный-52%.
Методическое обеспечение: таблицы по русскому языку, дидактический и раздаточный материал.
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками:
-Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина «Русский язык» 3 класс
- Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» вар.1,2.
Список литературы рекомендованный для учителя:
-Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык» 3 класс (1-4) Методические рекомендации для учителя.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
В программе Бунеевых на изучение русского языка в 4 классе дано 136 часов в год (4 часа в неделю), но согласно учебному плану на 2009-2010 уч.год количество часов по предмету увеличено до 170 ( 5 часов в неделю), следовательно в каждую тему изучаемого предмета добавлено по 1-2 часа (всего 34 часа). Материал в программе по темам распределён таким образом:
1 Слово 120 часов
2 Предложение и текст 25 часов
3 Повторение 25часов
Итого: 170 часов
Работа над каллиграфией и упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Количество контрольных диктантов-12;
Контрольных списываний-2. Тематическое планирование
уроков русского языка в 3-м классе (1-4)
из расчёта 5 часов в неделю (170 часов)
1 1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником
« Русский язык». Что мы знаем о слове.
Повторение (12 часов)
2 1 Что мы знаем о тексте.
3 2 Текст. 4 3 Что мы знаем о слове, предложении, тексте.
5 4 По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. 6 5 Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.
7 6 Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.
8 7 Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.
9 8 Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.
10 9 Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.
11 10 Контрольный диктант.
12 11 Работа над ошибками.
13 12 Обобщение пройденного.
Слово. (116 часов)
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (4 часа)
14 1 Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
15 2 Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.
16 3 Р/Р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений.
17 4 Анализ выполненных работ.
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (5 часов)
18 1 Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине).
19 2 Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.
20 3 Развитие умений видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.
21 4 Проверочная работа.
22 5 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Удвоенные согласные в корне слова (6 часов)
23 1 Понятие об удвоенных согласных буквах.
24 2 Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. 25 3 Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.
26 4 Р/Р Творческая работа.
27 5 Проверочная работа.
28 6 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Непроизносимые согласные в корне слова
(9 часов)
29 1 Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. 30 2 Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.
31 3 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
32 4 Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
33 5 Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова.
34 6 Правописание проверяемых согласных в корне слова. Р/Р Творческая работа. Сочинение по опорным словам.
35 7 Проверочная работа.
36 8 Контрольный диктант.
37 9 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Безударные гласные в корне слова (8 часов)
38 1 Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными в корне.
39 2 Развитие умения видеть в словах орфограммы –безударные гласные.
40 3 Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.
41 4 Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.
42 5 Р/Р Свободный диктант. Сочинение по опорным словам.
43 6 Проверочная работа.
44 7 Контрольный диктант.
45 8 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Сложные слова и их правописание (8 часов)
46 1 Знакомство с понятием «сложные слова».
47 2 Соединительные гласные О и Е в сложных словах.
48 3 Образование сложных слов.
49 4 Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. 50 5 Употребление в речи и правописание сложных слов.
51 6 Р/Р Свободный диктант.
52 7 Контрольный словарный диктант. Проверочная работа.
53 8 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Части слова. Приставка (1 час)
54 1 Приставка, её роль в слове(повтор.) Различение приставок и предлогов(повтор.). Развитие умения находить в словах приставки.
55 1 Безударные гласные в приставках (3 часа)
56 2 Правописание безударных гласных в приставках.
57 3 Правописание безударных гласных в приставках.
Приставки ПРО- и ПРА-, ПО- и ПА-, их правописание.
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня (2 часа)
58 1 Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
59 2 Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.
Разделительные ъ и ь (6 часов) 60 1 Звук Й и его обозначение на письме. Правила правописания ъ и ь.
61 2 Правописание слов с разделительными ъ и ь.
62 3 Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь.
63 4 Проверочная работа.
64 5 Контрольный диктант.
65 6 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Части слова. Окончание и основа (2часа)
66 1 Понятие об окончании и основе слова. 67 2 Развитие умения находить в слове окончание.
Основа слова и окончание (2 часа)
68 1 Как найти в слове основу.
69 2 Развитие умения находить в слове окончание и основу.
Части слова. Суффикс (2 часа)
70 1 Суффикс и его роль в слове.
71 2 Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова.
Разбор слова по составу (5 часов)
72 1 Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.
73 2 Упражнения в разборе слов по составу. Контрольный словарный диктант.
74 3 Проверочная работа. 75 4 Контрольное списывание.
76 5 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Части речи в русском языке (1 час) 77 1 Части речи в русском языке.
Имя существительное как часть речи (2 часа)
78 1 Определение имени существительного.
79 2 Роль имён существительных в речи.
Р/Р Творческая работа: составление текста.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (3 часа)
80 1 Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
81 2 Имена существительные в речи.
82 3 Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.
Род имён существительных (3 часа)
83 1 Им.сущ. мужского, женского и среднего рода.
84 2 Род- постоянный признак им.сущ.
85 3 Окончание им.сущ. мужского, женского и среднего рода.
Число имён существительных (4 часа)
86 1 Изменение им.сущ. по числам.
87 2 Образование множественного числа им.сущ. 88 3 Окончание им.сущ. в единственном и во множественном числе. 89 4 Разбор им.сущ. как части речи.
Словообразование имён существительных
(9 часов) 90 1 Образование им.сущ. с уменьшительно-ласкательным значением.
91 2 Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.
92 3 Образование им.сущ. от основ существительных и глаголов.
93 4 Р/Р Сочинение сказки с использованием им.сущ. с разными суффиксами.
94 5 Разбор им.сущ. по составу.
95 6 Р/Р Творческая работа.
96 7 Р/Р Обучающее изложение «Мурлыка».
97 8 Проверочная работа.
98 9 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Местоимение как часть речи (7 часов)
99 1 Понятие о местоимении. Личные местоимения.
100 2 Местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.
101 3 Разбор местоимения как части речи.
102 4 Роль личных местоимений в речи.
Р/Р Обучающее сочинение «О себе»
103 5 Р/Р Свободный диктант «Паучок». Закрепление знаний о местоимении.
104 6 Проверочная работа.
105 7 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Имя прилагательное как часть речи
(4 часа)
106 1 Определение им.прил.
107 2 Роль им.прил. в речи. Связь им.прил. с им.сущ.
108 3 Роль им.прил. в речи.
109 4 Разбор им.прил. как часть речи.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
(4 часа)
110 1 Окончания им.прил. в мужском, женском, среднем роде и во мн.числе. 111 2 Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях им.прил. 112 3 Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях им.прил. Знакомство с антонимами.
113 4 Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.
Разбор имён прилагательных по составу
(5 часов)
114 1 Словообразование им. прил.
115 2 Разбор им.прил. по составу.
Р/Р Сочинение по опорным сочетаниям слов
116 3 Проверочная работа.
117 4 Контрольный диктант.
118 5 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Глагол как часть речи (4 часа)
119 1 Определение глагола как части речи.
120 2 Изменение глаголов по временам.
121 3 Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
122 4 Изменение глаголов по числам.
Правописание частицы не с глаголами (2 часа)
123 1 Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.
124 2 Развитие умения писать частицу не с глаголами.
Р/Р Свободный диктант.
Неопределённая форма глагола (8 часов)
125 1 Понятие о неопределённой форме глагола.
126 2 Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы.
127 3 Образование форм времени от неопределённой формы глагола.
128 4 Разбор глагола как части речи. 129 5 Проверочная работа.
130 6 Контрольный диктант.
131 7 Р/Р контрольное изложение.
132 8 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Предложение (25 часов)
Виды предложений по цели высказывания и интонации (3 часа)
133 1 Виды предложений по цели высказывания.
134 2 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.
135 3 Восклицательные и не восклицательные предложения. Главные и второстепенные члены предложения (7 часов)
136 1 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
137 2 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
138 3 Понятие о второстепенных членах предложения.
139 4 Составление схем предложений и предложений по схемам.
140 5 Предложения распространённые и нераспространённые.
141 6 Разбор предложений. Контрольный словарный диктант.
142 7 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Предложения с однородными членами
(8 часов)
143 1 Однородные подлежащие и сказуемые.
144 2 Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. 145 3 Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.
146 4 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
147 5 Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.
148 6 Запятая в предложениях с однородными членами.
149 7 Р/Р Свободный диктант.
150 8 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Простые и сложные предложения
(7 часов)
151 1 Понятие о простом и сложном предложении. 152 2 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. 153 3 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.
154 4 Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
155 5 Разбор простого и сложного предложений. Р/Р Свободный диктант.
156 6 Проверочная работа.
157 7 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение (13 часов)
158 1 Повторение знаний о предложении, тексте.
159 2 Повторение знаний о частях речи. 160 3 Разбор слова как часть речи.
161 4 Состав слова. Контрольный словарный диктант. 162 5 Упражнения в разборе слов по составу.
163 6 Повторение изученных орфограмм.
164 7 Главные и второстепенные члены предложения. 165 8 Разбор предложений. 166 9 Контрольное списывание.
167 10 Итоговая контрольная работа.
168 11 Итоговый контрольный диктант.
169 12 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
170 13 Обобщение изученного материала.
|