Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе действующей программы для общеобразовательных учреждений. «Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательной школы». Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. издательство: Москва, «БАЛАСС», 2004 год. Программа является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Образовательной программы «Школа 2100»; рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа реализована в учебнике «В одном счастливом детстве», 3 класс, часть 1,2. Издательство: Москва «БАЛАСС» 2008 год. Авторы: : Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Программа реализует стандарты первого поколения в третьих классах и учитывает реальные рамки учебного времени, а познавательные возможности обучающегося данного возраста. В ней сохранён замысел авторов и содержание программы, которая рассчитана на 102 годовых часа (3 часа в неделю). Основная цель курса состоит в том, чтобы: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать. Достижение цели предполагает решение следующих задач: 1. Формирование техники чтения и приёмов понимания почитанного, одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. 2. Приобщение детей к литературе, как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. 3. Развитие устной и письменной речи, творческих способностей. 4. введение детей через литературу с миром человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Методы, используемые на уроках: • метод получения новых знаний; • метод доступности; • метод наглядности; • исследовательский и др. Способы проверки знаний: Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению проводится в форме: тестовых заданий, творческих работ, сочинений, а также в виде устного опроса. Критерии оценки знаний: (основание Письмо Минобразования России от 19 ноября 1998 года №1561/14-15 Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе). Ожидаемый результат: общий – 100%, качественный – 50%. Методическое обеспечение: портреты писателей, иллюстрации к произведениям, книги. Список литературы, рекомендованный учащимся: учебник «В одном счастливом детстве», 3 класс, часть 1,2. Издательство: Москва «БАЛАСС» 2008 год. Авторы: : Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по литературному чтению. Издательство: Москва, «БАЛАСС» 2008 год. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева учителю: уроки чтения в 3 классе по книге «В одном счастливом детстве». Методические рекомендации для учителя. Издательство: Москва, «БАЛЛАС», 2007 год. Автор: А.В.Аркадьева. Основные знания, умения, навыки на конец третьего года обучения. • Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующий строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста 75-80 слов в минуту. • Знать что такое рассказ, повесть и её отличие от рассказа. • Знать что такое пьеса, признаки драматических произведений. • Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла; самостоятельное придумывание заглавия). • Уметь выделять ключевые слова находить связь ключевых слов и главной мысли. • Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом. • Уметь составлять простой план (повест. предложения, план из вопросов, план из предложений текста). • Уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию. • Уметь создавать образ литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь, отношения автора к герою, его обоснование). • Уметь понимать образные выражения, представлять картины нарисованные автором. • Уметь высказывать своё отношение к прочитанному. • Заучивать наизусть и выразительно читать небольшие отрывки прозы и стихотворения. • Уметь писать сочинения на заданную тему, выполнять творческие работы (сочинение сказок, стихов и тд.) В рабочую программу внесены следующие дополнения: В связи с тем, что в «Программе по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательных школ» авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева не определены часы на изучение разделов и тем, я, опираясь на методические рекомендации к учебнику «В одном счастливом детстве», автор: А.В.Аркадьева, составила следующее планирование. Тематика произведений при этом полностью соответствует программе : Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. 1 Введение. 1 час 2 Прощание с летом. 5 часов 3 Летние путешествия и приключения. 13 часов 4 Природа летом. 6 часов 5 Уроки и переменки. 13 часов 6 «Глухая пора листопада…» 4 часа 7 «И кот учёный свои мне сказки говорил...» 12 часов 8 «Поёт зима, аукает…» 5 часов 9 Животные в нашем доме. 9 часов 10 Мы с мамой и папой. 9 часов 11 «Наполним музыкой сердца…» 8 часов 12 День смеха. 6 часов 13 «О весна без конца и без краю…» 4 часа 14 День Победы. 3 часа 15 Родная земля. 4 часа Итого: 102 часа Тематическое планирование уроков литературного чтения в 3-м классе (1-4) из расчёта 3 часа в неделю (102 часа) № № дата тема урока 1 1 Вводный урок. «Обращение к третьекласснику». Г.Сапгир «Нарисованное солнце». Ю.Ким «Светлый день». «Прощание с летом» (5 часов) 2 1 В.Драгунский «Англичанин Павля». 3 2 Э.Успенский Отрывки из книги «Дядя Фёдор пёс и кот». 4 3 «Игра в театр». 5 4 Подготовка к написанию сочинения-миниатюры. К.Бальмонт «Капля». 6 5 Анализ сочинений. Б.Заходер «Что красивей всего?» «Летние путешествия и приключения» (13 часов) 7 1 Ю.Ким «Отважный охотник». 8 2 С.Голицин «Сорок изыскателей». Глава 1. 9 3 С.Голицин «Сорок изыскателей». Глава 3. 10 4 С.Голицин «Сорок изыскателей». Глава 4. Обобщение. 11 5 И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Части 1-5. 12 6 И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Части 6-10. 13 7 М.Твен «Приключения Тома Сойера». Глава 8. 14 8 М.Твен «Приключения Тома Сойера». Глава 13. 15 9 Б.Емельянов «Игра». 16 10 К.Паустовский «Кот-ворюга». 17 11 К.Паустовский «Жильцы старого дома». Части 1-4. 18 12 К.Паустовский «Жильцы старого дома». Части 5-7. 19 13 К.Паустовский «Жильцы старого дома». Обобщение. «Природа летом» (6 часов) 20 1 С.Есенин «С добрым утром». А.П.Чехов «Степь». 21 2 А.Н.Толстой «Детство Никиты». «В купальне». 22 3 А.Н.Толстой «Детство Никиты». «Стрелка барометра». 23 4 И.С.Тургенев «Голуби». И.Бунин «Розы». 24 5 В.Бианки «Неслышимка». 25 6 М.Пришвин «Золотой луг». Подготовка к сочинению. Б.Пастернак «За поворотом». «Уроки и переменки» (13 часов) 26 1 Э.Успенский «Школа клоунов». «Первый день занятий». 27 2 Э.Успенский «Школа клоунов». «Второй день занятий». 28 3 Б.Заходер «Перемена». Г.Куликов «Как я влиял на Севку». Глава 1. 29 4 Г.Куликов «Как я влиял на Севку». Глава 2. 30 5 Г.Куликов «Как я влиял на Севку». Глава 3. 31 6 Г.Куликов «Как я влиял на Севку». Глава 4. 32 7 Б.Заходер «Вредный кот». 33 8 Л.Гераскина«В стране невыученных уроков».Главы 1-3 34 9 Л.Гераскина«В стране невыученных уроков».Главы 4-6 35 10 Л.Гераскина«В стране невыученных уроков».Главы 7-9 36 11 Л.Гераскина«В стране невыученных уроков»Главы1012 37 12 О.Григорьев «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав?» 38 13 Подготовка к сочинению. «Глухая пора листопада» (4 часа) 39 1 А.С.Пушкин «Осень». К.Бальмонт «Осень». Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». 40 2 К.Паустовский «Мой дом». 41 3 Г.Сапгир «Четыре конверта». Д.Самойлов «Перед снегом». 42 4 К.Паустовский «Прощание с летом». Подготовка к сочинению. «И кот учёный свои мне сказки говорил» (12 часов) 43 1 Вводный урок: что такое сказка? Г.Сапгир «Леса-чудеса». В.Берестов «Сказка». 44 2 Сказка «Кот и лиса». Богатырская сказка «Никита-Кожемяка». 45 3 Сказка «Как мужик гусей делил». 46 4 Обобщение по теме «Русские народные сказки». Б. Гребенщиков «Город». 47 5 Арабские сказки из «Тысяча и одной ночи». «Шестое путешествие Синбада». 48 6 Авторские сказки. Сказка «Ослиная шкура». 49 7 Андерсен Г-К. «Стойкий оловянный солдатик». 50 8 А.Волков «Волшебник Изумрудного города». 51 9 А.Волков «Волшебник Изумрудного города». Обобщение. 52 10 С.Маршак «Сказка про козла». 53 11 В.Высоцкий «Алиса в стране чудес». 54 12 Подготовка к сочинению. «Поёт зима, аукает» (5 часов) 55 1 С.Есенин «Поёт зима, аукает», «Пороша». К.Бальмонт «Снежинка». 56 2 И.Бродский «Вечером».Ю.Мориц «Настоящий секрет». А.Барто «В защиту деда Мороза». 57 3 В.Драгунский «Кот в сапогах». 58 4 Б.Пастернак «Снег идёт». А.Башлачёв «Рождественская». Д.Самойлов «Город зимний». 59 5 Подготовка к сочинению. В.Бианки «По следам». «Животные в нашем доме» (9 часов) 60 1 В.Берестов «Прощание с другом». 61 2 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Медведко». 62 3 Ю.Коринец «Ханг и Чанг». 63 4 В.Драгунский «Дымка и Антон». Г.Сапгир «Морская собака». 64 5 Ю.Коваль «Капитан Клюквин». 65 6 Ю.Коваль «Капитан Клюквин». Обобщение. 66 7 Ю.Мориц «Пони», «Любимый пони». 67 8 Урок-концерт. «Добро в твоём доме». 68 9 Подготовка к сочинению. «Мы с мамой и папой» (9 часов) 69 1 Э.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой». 70 2 В.Драгунский «Бы». 71 3 Ю.Коринец «Подарки под подушкой». А.Барто «Разговор с дочкой». 72 4 И.Дик «Красные яблоки». 73 5 В.Драгунский «Девочка на шаре». 74 6 В.Драгунский «Девочка на шаре». Обобщение. 75 7 В.Драгунский «Тайное становится явным». С.Маршак «Хороший день». 76 8 Подготовка к сочинению. 77 9 Анализ сочинений. «Наполним музыкой сердца» (8 часов) 78 1 О.Мандельштам «Рояль». 79 2 К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 80 3 Г.Цыферов «Небольшое вступление», «Маленькие сказки о детстве Моцарта». 81 4 В.Короленко главы из книги «Слепой музыкант». 82 5 И.С.Тургенев «Певцы». 83 6 Подготовка к сочинению. 84 7 Анализ сочинений. 85 8 В.Драгунский «Независимый Горбушка». «День смеха» (6 часов) 86 1 Г.Сапгир «Смеянцы». Э.Успенский «Тр-тр Митя». 87 2 Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или всё наоборот». 88 3 В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора». 89 4 Двустишия О.Григорьева. Ю.Мориц «Малиновая кошка». 90 5 Подготовка к сочинению. 91 6 Урок-мозаика «Надо иметь чувство юмора». «О весна, без конца и без края» (4 часа) 92 1 А.Макаревич «Снег». А.Блок «Ветер принёс из далёка..», Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид». 93 2 Стихи В.Маяковского, О,Мандельштама, Саши Чёрного о весне. Б.Окуджава «Весна». 94 3 А.Н.Толстой глава «Весна» из повести «Детство Никиты». 95 4 Подготовка к сочинению. «День победы» (3 часа) 96 1 А.Ахматова «Памяти друга». 97 2 В.Драгунский «Арбузный переулок». В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», «Звёзды». 98 3 Б.Окуджава «Король». А.Твардовский «Я знаю…» «Родная земля» (4 часа) 99 1 К.Паустовский «Бескорыстие». 100 2 В.Бахревский, Г,Цыферов «Дубёнка». 101 3 Б.Окуджава «Песенка об Арбате». Н.Гоголь «Мёртвые души»(отр.) И.С.Тургенев «Русский язык». 102 4 С.Козлов, Г.Цыферов «Где живёт солнце». «Письмо к читателям». Обобщение.
|