Меню сайта

Счётчик посещений
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Проверь себя
Словари русского языка
www.gramota.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта
Разработки уроков Учительский портал Методсовет Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей. Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
555 Мои разработки

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя начальных классов Карандашовой Елены Павловны


Понедельник, 06.05.2024, 03:32
Главная » Файлы » Методическая копилка

Самоанализ педагогической деятельности
21.12.2010, 18:36
  Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы воспитания и обучения школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности.  
   В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  
     Учителем начальных классов работаю с 1985 года. Мой педагогический стаж 25 лет. С 1998 по 2010 год осуществляю образовательный процесс по программе «Школа 2100» - авторы Р.Н. и Е.В. Бунеевы и др. Познакомившись с этой программой 12 лет назад, я нисколько не разочаровалась в ней и сегодня.  
    Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Хорошая методическая оснащенность дает мне возможность, использовать деятельностный метод обучения, достигать хороших результатов уже на первых этапах обучения. Ещё одним существенным моментом является то, что в основу учебников «Школа 2100» заложен принцип «минимакса», который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, а также легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса. Только при опоре на этот принцип школа действительно станет «Школой для всех».  
   Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определённых образовательных технологий, которые близки и понятны мне:  
• Технология проблемно – диалогического обучения;
• Формирование типа правильной читательской деятельности;
• Проектная технология.
      Меня привлекает в этой программе то, что обучение по всем предметам организуется в поисковом режиме, когда учитель, создавая на уроке проблемную ситуацию, приобщает учащихся к поиску правильного решения. Работая по новой технологии проведения уроков, именно этот этап вызвал наибольшее затруднение. 
   Внимательно изучив теорию и пообщавшись с коллегами, для себя определила следующую систему постановки учебной проблемы на уроке: 1.Создание проблемной ситуации.  
2.Подводящий диалог.
3.Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
    Первые результаты работы по данной системе показали, что именно на этапе «открытия» детьми новых знаний идёт развитие творческих способностей ребёнка. Дети сами делают первые шаги для того чтобы понять что нового их ждёт на уроке. Поэтому этот этап организую так чтобы помочь детям осознать способ действий, метод, который привёл их к этому открытию.
    Очень помогают развитию творческих способностей детей задания подобранные в учебнике – придумывание детьми задач по данным выражениям, составление примеров того или иного типа и т.д. Здесь дети приобретают первичный собственный опыт, веру в то, что каждый из них может придумать сам что-то интересное. Решение на уроках логических упражнений, выражений, развивающих вычислительный навык позволил детям успешно участвовать в мониторинге математической подготовки учащихся начальной школы, проводимой Институтом Продуктивного обучения Российской Академии Образования. Мониторинг проводился в 7340 школах из 89 регионов России. Средние данные по нашей школе составили 47,8 баллов, по моему классу – 51,4 балла (Приложение № 1).  
    Никому любовь к книге не давалась с рождения. Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Этот вопрос волнует не только родителей, но и нас педагогов. Изучив различные источники по данной проблеме и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:
• усиление влияния средств массовой информации;
• резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
• изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)
• отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
     Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению. Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость внедрения новых образовательных программ, такой программой, на мой взгляд, является программа Бунеевых.  
     Курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1-й класс - детская литература; 2-й класс - фольклор, сказки, литературные сказки; 3-й класс - литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4-й класс - систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней. 
   Ценным является то, что учебники литературного чтения содержат интересные факты и дополнены тетрадями. Это даёт мне возможность формирования у учащихся интереса к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты. Ряд произведений включен в законченных отрывках, что даёт возможность расширить круг изучаемых авторов. Методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребенка в классе, по характеру - деятельностный и проблемный, включает технологию формирования правильного типа читательской деятельности. В книгах Бунеевых много стихотворений, что позволило приобщить детей к поэзии и красоте русского языка.  
     Мои ученики с удовольствием принимают участие в различных литературных городских и международных конкурсах «Новогоднее вдохновение», «Семейные чтения», «Золотое руно», а также в предметных олимпиадах. Имеют хорошие результаты, занимают призовые места (Приложение № 2).  
Формированию учебной мотивации, на мой взгляд, способствует позитивное общение с учителем как человеком заинтересованным и в предмете и лично в школьнике.
   Для оценивания уровня психологического состояния класса и выявления уровня учебной мотивации отдельно взятого ребёнка, мною совместно со школьным психологом Евтеевой И.Г. проводилось психолого-педагогическое диагностирование учащихся по методике Н.Г. Лускановой, где было отмечено, что большинство учащихся класса (81%) имеют высокий уровень учебной мотивации. Учащиеся класса способны легко адаптироваться к новым требованиям и испытывают положительное отношение к обучению в школе. Для изучения социализированности личности учащихся класса была проведена диагностика по методике М.И. Рожкова «Социализированность личности», результаты которой позволяют определить психосоциальную зрелость четвероклассников, выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. (Приложение № 3). Работа с психологом ведётся на протяжении всего учебного года Евтеева И.Г. - частый гость на родительских собраниях.  
    Мною разработаны и активно используются индивидуальные карты психолого-педагогического изучения личности ученика, которые позволяют отследить каждого ребёнка, его характер, возможности, интересы. (Приложение № 4)  
    Особое внимание в современной школе уделяется работе с одарёнными детьми. Этот вопрос нашёл отражение и в национальном проекте «Наша новая школа». Дополнительные занятия необходимы и детям с продвинутым уровнем. В моём выпускном классе была группа детей, значительно опережающих своих сверстников по интеллекту и общему развитию. В работе с такими детьми я также использовала групповые и индивидуальные занятия, давала дополнительные задания повышенной трудности. На школьных предметных олимпиадах эти ребята показали хорошие результаты и заняли призовые места (Приложение № 5).
    Несколько учеников моего класса были вовлечены в исследовательскую деятельность. Умение увлечь детей, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь. И не случайно темой моего самообразования является «Развитие исследовательской деятельности учащихся».
     Один из методов - метод проектов. В начальных классах использование этого метода наиболее целесообразно, на мой взгляд, в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся наиболее осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.  
   В ходе реализации учебной деятельности учащимися под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты: «Добрые дела в моей жизни», «Добро и зло в современном мире», «Моя Родина – Россия», «Дружба», «Азбука вежливости», «Этикет», «Герои войны», «Русские богатыри», «Наш дружный класс». В данное время нашел поддержку у администрации школы и разрабатывается проект учащимися 5 классов «Кодекс чести ученика школы № 13».  
   Современные родители стараются, как можно раньше определиться со школой и охотно встречаются с учителями на заседаниях родительского клуба в детском саду. Посещение ДОУ стало для нашей школы традицией. С удовольствием приходят родители и на школьные конференции. В апреле месяце на одной из таких встреч я приготовила родителям презентацию «Образовательная система «Школа 2100», по которой собиралась работать с 1 сентября. Для детей, не посещающих детские сады, весной была открыта «Школа будущего первоклассника».
   Мне удалось составить интересную программу «Развитие мелкой моторики руки». Дети на моих занятиях не только работали с разными материалами, развивая мелкую моторику мышц, но и сочиняли и рассказывали сказки, заучивали наизусть произведения устного народного творчества, получали первоначальные навыки в работе с разными инструментами. Для меня эти встречи помогали глубже узнать ребёнка, познакомиться с особенностями его характера, пообщаться с родителями и дать необходимые рекомендации по подготовке к школе.
                                                                        Первое родительское собрание привожу за несколько месяцев до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Большую помощь в знакомстве с индивидуальными особенностями детей оказывает анкетирование родителей. Каждый родитель получает памятку. В индивидуальных беседах, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет. Особое внимание уделяю: семьям, где растет один ребенок; многодетным семьям; семьям, где один родитель или опекун, так как в этих семьях встречаются трудности в воспитании детей. Родители являются основными социальными заказчиками образовательного процесса. Поэтому образовательный процесс делаю открытым, приглашая не только на праздники, но и на уроки.  
             Переход в среднее звено – испытание не только для детей, но и для их родителей. На последнем собрании стараюсь представить своих коллег, рассказать об их требованиях. На протяжении всего 5 класса многие родители поддерживают со мной связь: советуются, делятся своими переживаниями и успехами детей. Добрые слова родителей, коллег и учеников – лучшая награда для учителя (Приложение № 6).
    Дети младшего школьного возраста активны и деятельны по своей природе. Методика КТД академика И. Иванова легла в основу моей работы. В начале учебного года ребята составляют план КТД, разнообразных по форме, и с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, пресс-конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные ТУ-ВИ (турниры-викторины), эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничную почту и многое другое. Все свои достижения, успехи, праздничные выступления и моменты будничной работы мы стараемся запечатлеть в фотографиях и презентациях, на выпускном вечере в 4 классе каждый ребёнок получил в подарок диск с фильмом о нашем классе.
    Каждым учеником моего класса ведётся «портфолио», которое является демонстрацией достижений учащегося. Это позволяет проследить индивидуальный рост учащегося, достигнутый им в процессе обучения. Одним из направлений развития общего образования в национальном проекте «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников.  
   С первых дней знакомства к здоровью детей отношусь очень серьёзно и веду эту работу в нескольких направлениях:  
• Изучение и соблюдение санитарных норм;
• Беседа со школьным врачом и изучение листка здоровья учащихся моего класса;
• выполнение на уроках физминуток и зарядки для глаз с помощью специальных тренажеров ( Галкина И.А., Электронные физминутки для глаз. и др.)
• обеспечение учащихся сбалансированным горячим питанием на 100%; • уроки Здоровья с привлечением специалистов (спортсменов, медиков и др.); • проведение динамических пауз;
• участие в спортивных мероприятиях;
• посещение детьми спортивных секций.
     Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Изучая опыт учителей школы, города, области имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. 
  В качестве обмена опытом участвую в работе школьного педагогического совета, МО учителей начальных классов, принимаю активное участие в проведении круглых столов, обсуждении проблем обучения и воспитания. Подготовила выступления на темы: «Использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий» (2009г.); «Проектная деятельность учащихся» (2010г.). В августе 2010 года на секции августовского совещания педагогических работников обобщала свой опыт по теме «Организация проектной деятельности учащихся начальной школы».  
Провожу открытые уроки, приглашаю учителей. Проведённые уроки получили положительные отзывы со стороны коллег, руководителя МО. (Приложение № 7).
    Одним из последних достижений было моё участие в конкурсе «Мой лучший урок» (Приложение № 8).
    Материалы по уроку вошли в сборник по обобщению опыта учителей: «Стратегии, формирующие безопасное образовательное пространство». Являюсь постоянным читателем методической газеты «Начальная школа» издательского дома «1 сентября», научно-методического журнала «Начальная школа». 
    С развитием информационных технологий использую информацию сети Интернет. Постоянно пользуюсь опытом коллег, размещённым на сайтах: Сеть творческих учителей, www.4stupeni.ru, www.openclasse.ru,, www.metod-kopilka.ru и др.  
Одним из значимых событий в моей педагогической практике стало преподавание курса «ОРКиСЭ», а именно предмета «Основы светской этики».
    В марте месяце текущего года я прошла подготовку в НИПКиПРО по теме: «Актуальные вопросы преподавания курса «ОРКиСЭ» в общеобразовательных учреждениях РФ». С 1 апреля благополучно вошла в эксперимент вместе с учащимися 4-х классов. Согласно анкетированию обучающихся их общение с родителями стало более тесным, в семьях появились новые традиции, при составлении генеалогического древа ребята узнали интересные сведения о своих предках, многие семьи обрели свой герб. Так же как и ребята, я считаю, что этот предмет необходим в школьной программе. 
   Своим небольшим опытом я поделилась с корреспондентом газеты «Свидетель» с Л.Ковенко в мае месяце этого года (Приложение № 9).
    В сентябре этого года в моём кабинете была установлена интерактивная доска. Её использование позволяет вывести преподавание предмета на новый уровень, сделав обучение более интересным.
Результатами своей педагогической деятельности считаю:
• Достаточный уровень усвоения программного материала, что подтверждается результатами административного мониторинга (Приложение №10);
• Высокий уровень учебной мотивации, а также успешная адаптация учащихся при переходе в среднее звено;
• Сформированность навыков проектной и исследовательской деятельности;
• Создание системы обучения, помогающей ученикам раскрыть творческие способности; Награждена: (копии прилагаются)
• Благодарность главы муниципального образования города Бердска за высокие результаты в учебно-воспитательной работе по итогам 2009-2010 уч.года (август 2010 г.)
• Почётная грамота Управления образования г. Бердска за высокие результаты в профессиональной деятельности и большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения (август 2008 г.)
• Почётная грамота Управления образования г. Бердска за высокие результаты в профессиональной деятельности по итогам 2007-2008 уч.года и в связи с Днём учителя (октябрь 2008 г.) Краткий анализ своей педагогической деятельности за 2007-2010г. изложен в справке (Приложение №10).
    Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса.
Категория: Методическая копилка | Добавил: Селена2
Просмотров: 13620 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 1
1 vshehovcova  
0
очень интересная работа

Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь

Праздники дня
Праздники России

Погода
Новосибирск

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Block title
    Скачать презентации

    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz