Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе действующей программы для общеобразовательных учреждений и программы «Русский язык». Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Издательство: Москва, «БАЛАСС», 2004 год. Программа является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Образовательной программы «Школа 2100», рекомендована Департаментом общего среднего образования РФ. Программа реализована в учебнике «Русский язык», 4 класс. Авторы: БунеевР.Н., БунееваЕ.В., ПронинаО.В. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2008 год. Программа реализует стандарты первого поколения и учитывает реальные рамки учебного времени, а также познавательные возможности обучающегося данного возраста, в ней сохранены замысел авторов и содержание программы, которая рассчитана на 170 часов в год(5 часов в неделю), согласно учебному плану школы на 2009-2100 уч.год. Основная цель курса: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3. формирование у детей чувства языка; 4. воспитание потребности пользоваться языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной , точной, богатой. 5. сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвёртого года обучения К концу 4-го класса учащиеся должны знать: • Звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; • Лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; • Признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения; • Признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога; Учащиеся должны уметь: • Поизносить звуки речи в соответствии с нормами языка; • Производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами; • Правильно писать слова с изученными орфограммами; • Правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях; • Писать обучающее изложение доступного текста. Методы, используемые на уроках: • Метод получения новых знаний; • Метод доступности; • Метод наглядности; • Исследовательский и др. Способы проверки знаний: Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий, а также в форме устного опроса. Критерии оценки знаний: (основание Письмо Минобразования России от 19 ноября 1998 года №1561/14-15 Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе). Ожидаемый результат: общий – 100%, качественный – 50%. Методическое обеспечение: таблицы по русскому языку, дидактический и раздаточный материал. Список литературы, рекомендованный Учащимся: • Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина «Русский язык» 4 класс; • Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» вар. 1,2. • М.А.Яковлева «Тетрадь по чистописанию» 4 класс; Учителю: • Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя. Издательство: Москва, «БАЛАСС» 2007год. Материал в программе по темам распределён таким образом: 1 Предложение. Текст. 37 часов 2 Слово. 106 часов 3 Повторение. 25 часов 4 Резервные уроки 2 часа Итого: 170 часов Работа над каллиграфией и упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Количество контрольных диктантов -12. Контрольных списываний – 2. Тематическое планирование по русскому языку 4 класс № № дата тема Повторение (17 часов) 1 1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. 2 2 Контрольное списывание.№1 3 3 Повторение фонетики и графики. 4 4 Повторение фонетики. Слог и ударение. 5 5 Что такое графика. 6 6 Фонетический разбор слова. 7 7 Повторение орфографии. 8 8 Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. 9 9 Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. 10 10 Повторение состава слова 11 11 Повторение изученного о частях речи. 12 12 Повторение изученного по синтаксису. 13 13 Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». 14 14 р/р Обучающее изложение «Золотой рубль». 15 15 р/р Обучающее изложение «Золотой рубль». 16 16 Контрольный диктант (входной).№1 17 17 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Предложение. Текст. Простое предложение. Предложения с однородными членами (14 часов). 18 1 Простое предложение. 19 2 Как отличить простое предложение от сложного. 20 3 Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. 21 4 Запятая в предложениях с однородными членами. 22 5 Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. 23 6 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. 24 7 р/р Обучающее изложение «Что я люблю» 25 8 р/р Обучающее изложение «Что я люблю» 26 9 р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» 27 10 р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» 28 11 Упражнения на повторение. Проверочная работа. 29 12 Проверочная работа. 30 13 Контрольный диктант.№2 31 14 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Сложные предложения с союзами и, а, но. (11 часов) 32 1 Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. 33 2 Упражнения в постановки запятой в сложном предложении с бессоюзной связью. 34 3 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 35 4 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 36 5 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. 37 6 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. Закрепление. 38 7 р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. 39 8 р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» 40 9 Упражнения на повторение. Проверочная работа 41 10 Контрольный диктант.№3 42 11 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Контрольный словарный диктант. Предложения с прямой речью (12 часов) 43 1 Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. 44 2 Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. 45 3 Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. 46 4 Упражнения в постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. 47 5 р/р Сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. 48 6 Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. 49 7 Упражнения на повторение. 50 8 Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью. 51 9 р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». 52 10 р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». 53 11 Контрольный диктант №4 54 12 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Слово Части речи и члены предложения (106 часов) Имя существительное ( 42 часа) Что мы уже знаем об имени существительном (5 часов) 55 1 Имя существительное как часть речи. 56 2 Постоянные и непостоянные признаки имён существительных 57 3 Роль имён существительных в предложении, в речи. р/р Сочинение-миниатюра»Вид из окна». 58 4 Роль имён существительных в предложении, в речи. Многозначные слова. 59 5 Роль имён существительных в предложении, в речи. Синонимы, антонимы. Изменение имён существительных по падежам (12 часов) 60 1 Наблюдение за слово изменением имён существительных. 61 2 Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. 62 3 Упражнения на повторение. 63 4 Изменение по падежам имён существительных в ед. и во мн. числе. 64 5 Именительный падеж. 65 6 Именительный и винительный падежи 66 7 Родительный падеж 67 8 Дательный падеж 68 9 Творительный падеж 69 10 Предложный падеж 70 11 Обобщение знаний о падежах. Контрольный диктант №5 71 12 Упражнения на повторение. Проверочная работа. Три склонения имён существительных (7 ч.) 72 1 Что такое склонение? Три склонения имён существительных. 73 2 Развитие умения определять склонение имён существительных 74 3 Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. 75 4 Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. 76 5 р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» 77 6 р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» 78 7 Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (7 часов) 79 1 Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. 80 2 Упражнения в написании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. 81 3 Развитие умений писать слова с орфограммой, графически обозначать выбор написания. 82 4 Развитие умений писать слова с орфограммой, графически обозначать выбор написания. 83 5 Упражнения на повторение. Проверочная работа. 84 6 Контрольный диктант (промежуточный) № 6 85 7 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (11часов) 86 1 Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. 87 2 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. 88 3 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 89 4 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 90 5 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 91 6 Упражнения на повторение. Контрольный словарный диктант. 92 7 р/р Обучающее изложение «Первая газета» 93 8 р/р Сочинение-описание «Прогулка» 94 9 Упражнения на повторение. Проверочная работа. 95 10 Контрольный диктант №7 96 11 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Имя прилагательное (20часов) Что мы уже знаем об имени прилагательном (5 часов) 97 1 Имя прилагательное как часть речи. 98 2 Повествование и описание – два типа речи. 99 3 Роль имён прилагательных в речи. 100 4 Роль прилагательных в речи. 101 5 Морфологический разбор имени прилагательного. Словоизменение имён прилагательных (4 часа) 102 1 Изменение имён прилагательных по падежам. 103 2 Упражнения в изменении имён прилагательных по падежам. 104 3 Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. 105 4 Упражнения на повторение. Словарный диктант. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных (11 часов) 106 1 Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. 107 2 Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. 108 3 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 109 4 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 110 5 р/р Свободный диктант. 111 6 р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» 112 7 р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» 113 8 р/р Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» 114 9 Упражнения на повторение. Проверочная работа. 115 10 Контрольный диктант №8 116 11 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Глагол ( 44 часа) Что мы уже знаем о глаголе (6 часов) 117 1 Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. 118 2 Упражнения в правописании глаголов с частицей не. 119 3 Значение и грамматические признаки глагола. 120 4 Значение и грамматические признаки глагола. 121 5 Морфологический разбор глагола. 122 6 Составление устного рассказа о глаголе. Словоизменение глаголов (4часа) 123 1 Понятие о спряжении глагола. 124 2 Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. 125 3 Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. 126 4 Упражнения в определении спряжения глаголов с ударным окончанием. Правописание безударных личных окончаний глаголов (20 часов) 127 1 Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. 128 2 Упражнения в определении спряжения глаголов с безударным окончанием. 129 3 Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. 130 4 Глаголы-исключения. 131 5 Выбор способа определения спряжения глагола. 132 6 Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. 133 7 Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Закрепление. 134 8 Разбор глагола как части речи. 135 9 Разбор глагола как части речи. Словарный диктант. 136 10 Р/р Сочинение по картинкам. 137 11 Контрольный диктант. №9 138 12 Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться. 139 13 Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед.числа.» и орфографическим правилом. 140 14 Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица ед.числа. 141 15 Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица ед.числа. Закрепление. 142 16 Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. 143 17 Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. Словарный диктант. 144 18 Р/р Обучающее изложение «Первые школы». 145 19 Контрольное списывание. №2 146 20 Работа над ошибками. Разбор глагола по составу (14 часов) 147 1 Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. 148 2 Упражнения в разборе глагола по составу. 149 3 Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. 150 4 Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. 151 5 Р/р Сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами. 152 6 Р/р Сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами. Завершение работы. 153 7 Контрольный диктант №10 154 8 Р/р Сочинение «День моей мамы». 155 9 Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками. 156 10 Упражнения на повторение. Контрольный словарный диктант. 157 11 Проверочная работа. 158 12 Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений. 159 13 Годовой контрольный диктант№11 160 14 «Пишу правильно» (работа над ошибками) Повторение (8часов) 161 1 Комплексное повторение материала, изученного в разделе «Слово». 162 2 Комплексное повторение материала, изученного в разделе «Предложение». 163 3 Комплексное повторение материала, изученного в разделе «Текст». 164 4 Р/р Сочинение «О чём рассказывает слово» 165 5 Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» 166 6 Итоговая контрольная работа. 167 7 Итоговый контрольный диктант №12 168 8 «Пишу правильно». Итоговый урок. 169-170 Резервные уроки.
|