Пояснительная записка. Программа составлена на основе действующей программы для общеобразовательных школ и курса окружающего мира, авторы: А.А.Вахрушев. Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин. Издательство: Москва, «БАЛАСС» 2004 год. Программа является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Образовательной программы «Школа 2100», рекомендована Департаментом общего среднего образования РФ. Программа реализована в учебнике «Окружающий мир» для 4-го класса в 2-х частях – «Человек и природа» и «Человек и человечество». Авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.С.Кузнецова, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, С.В.Тырин. Издательство: Москва «БАЛАСС» 2008год. Программа реализует стандарты первого поколения и учитывает реальные рамки учебного времени, а также познавательные возможности обучающегося данного возраста, в ней сохранены замысел авторов и содержание программы, которая рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Главной целью курса является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. Задачи курса: Знакомство с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Развитие творческого исследовательского характера. Умение понимать окружающий мир, понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Методы, используемые на уроках: • исследовательский; • практический; • метод получения новых знаний; • метод наглядности; • метод доступности и др. Способы проверки знаний: Контроль за уровнем достижений учащихся по окружающему миру проводится в форме устного опроса, практических заданий, тестовых работ. устного опроса. Критерии оценки знаний: (основание Письмо Минобразования России от 19 ноября 1998 года №1561/14-15 Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе). Ожидаемый результат: общий – 100%, качественный – 50%. Методическое обеспечение: таблицы по окружающему миру, раздаточный материал, книги. Список литературы, рекомендованный учащимся: Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса в 2-х частях – «Человек и природа» и «Человек и человечество». Авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.С.Кузнецова, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, С.В.Тырин. Издательство: Москва «БАЛАСС» 2008год. учителю: Окружающий мир. Человек и природа. Методические рекомендации для учителя. Авторы: О.А.Родыгина, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2008 год. Окружающий мир. Человек и человечество. Методические рекомендации для учителя. Авторы: Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.С.Кузнецова. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2008 год. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвёртого года обучения К концу 4-го класса учащиеся должны знать: • Об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных; • Об основных органах и системах органов человека, их функциях; • О болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры; • Об основных этапах становления человека и его разума; • О важности воды для жизни живых организмов и человека, • Об основных свойствах льда, воды и пара (как твёрдого тела, жидкости и газа); • Об основных свойствах воздуха (как газа); • О применении важнейших полезных ископаемых, • Об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; • О единственной стратегии выживания человечества – вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы. Иметь представления о следующих понятиях и явлениях: • Личность, характер, эмоции, самооценка, общение. • Общество, мораль, право, собственность. • Эпохи всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время. • Цивилизация и цивилизации; расы, национальность; монархия; республика; религии мира; атеизм; конфликты; мировые войны, ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека, глобальные проблемы современности. Учащиеся должны уметь: • Находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения, • Объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения; • Ухаживать за своим телом; • Составлять правильный режим дня; • Оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни; • Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе. • Осознавать проявления тех или других черт характера; отличать черты характера от эмоций. • Узнавать эмоции по их проявлениям; оценивать свои эмоциональные состояния. • Соотносить свои поступки с нормами поведения. • Различать социальные общности внутри современного человечества. • По отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества. • Ориентироваться в историческом времени соотносить год с веком, определять последовательность событий. • Ориентироваться в основных проблемах современного мира. В общеобразовательной программе при изучении материала даны 8 часов, которые учитель использует по своему выбору. Таким образом, в тематическом планировании внесены изменения. № темы Кол-во часов по авторской программе Кол-во часов по рабочей программе Ч.1 Человек и природа (34 часа) 1 Человек и его строение 14 часов 16 часов 2 Происхождение человека 2 часа 3 часа 3 Рукотворная природа 14 часов 15 часов 4 Часы по выбору учителя 4 часа - Итого: 34 часа 34 часа Ч.2 Человек и человечество(34 часа) 1 Человек и его внутренний мир 9 часов 9 часов 2 Человек и общество 4 часа 4 часа 3 Картина всемирной истории Человечества 6 часов 9 часов 4 Человек и многоликое человечество 5 часов 5 часов 5 Человек и единое человечество 6 часов 6 часов 6 Часы по выбору учителя 4 часа - 7 Резервный урок 1 час Итого: 34 часа 34 часа Всего часов: 68 68 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР » 4 КЛАСС № № дата тема Часть 1. Человек и природа (34 часа) Человек и его строение (16 часов) 1 1 Как устроен организм человека 2 2 Кожа – «пограничник » организма 3 3 Как человек двигается 4 4 Путешествие бутерброда 5 5 Усвоение питательных веществ 6 6 Как удаляются ненужные вещества 7 7 Для чего и как мы дышим 8 8 Волшебная восьмёрка 9 9 Что такое кровь? 10 10 Повторение. Проверочная работа. 11 11 Почему наш организм работает слажено 12 12 Гормоны- помощники нервной системы 13 13 «Окна» в окружающий мир 14 14 Многогранный мир чувств 15 15 Родители и дети 16 16 Отчего мы иногда болеем Происхождение человека (3 часа) 17 1 Наши предки - древесные жители 18 2 На заре человечества 19 3 Повторение. Проверочная работа. Рукотворная природа (15 часов) 20 1 Рукотворная жизнь 21 2 На службе у человека 22 3 Покорение силы 23 4 Как человек использует свойства воды 24 5 Как человек использует свойства воздуха 25 6 Повторение. Проверочная работа. 26 7 Горные породы и минералы 27 8 Металлы 28 9 Приручение огня 29 10 Невидимая сила 30 11 Чудо-волны 31 12 Человек проникает в тайны природы 32 13 Как нам жить? 33 14 Повторение. Проверочная работа. 34 15 Обобщение по разделу «Человек и природа». Часть 2. Человек и человечество (34часа) Человек и его внутренний мир (9 часов) 35 1 Кого можно назвать человеком? 36 2 Человек – дитя природы и общества. 37 3 Посмотри в своё «зеркало» 38 4 Основные качества личности. 39 5 Как понять, что твориться у твоего друга на душе? 40 6 Переживания, испытанные временем 41 7 Как узнать человека? 42 8 Общение и его виды. Правила приличия. 43 9 Проверочная работа. Обобщение. Человек в мире людей(4 часа) 44 1 Что такое общество 45 2 Как жить в мире людей 46 3 Моё общество 47 4 Права человека Человек и прошлое человечества (9 часов) 48 1 Первобытный мир. 49 2 Древний мир 50 3 Рождение первых цивилизаций. 51 4 Средние века. 52 5 Между древностью и новым временем 53 6 Новое время 54 7 Новое время – торжество Европы. 55 8 Новейшее время 56 9 Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству. Человек и многоликое человечество (5 часа) 57 1 Короли, президенты и граждане 58 2 Расы и народы 59 3 Кто во что верит 60 4 Религии мира 61 5 Проверочная работа. Обобщение. Человек и единое человечество(6 часов) 62 1 Мировое хозяйство 63 2 Мировое сообщество государств 64 3 Что человечество ценит больше всего? 65 4 Как нам жить? 66 5 Повторение. Проверочная работа. 67 6 Обобщение по разделу «Человек и человечество» 68 Резервный час.
|