Тема урока: Звук [э]. Гласная буква э. Цели урока: • познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой э. • Формировать навык правильного, выразительного чтения, умения рассуждать. • Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь учащихся. • Обогащать словарный запас учащихся. • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к малым народам России; Ход урока. 1. Орг. момент. Раз, два. Три, четыре, пять, Урок пора нам начинать ВЫ друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. 2. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой русского алфавита научимся читать слова с этой буквой. Всё это нам необходимо чтобы быть грамотными гражданами нашей страны. Наша страна огромна, разные народы населяют её. А мы отправимся в путешествие на крайний север в гости к эскимосам. Это малочисленный народ севера, живут рядом с чукчами, занимаются разведением олений и охотой на моржей, китов. Закрыли глаза наше путешествие начинается. Зовут ребят Эмма и Эдик. Они ученики 1 класса. И также как и вы любят учиться. Учитель задал им задание. Определить какой звук встретился в их именах и слове эскимосы. Поможем? Знакомство со звуком произнесите его вполголоса. Артикуляция: Чтобы произнести этот звук мы открываем рот, язык находится внизу и слегка приподнят. Произнесём ещё раз и дадим характеристику звуку, какой он гласный или согласный? Почему? Назовите несколько слов, где встречается этот звук. Ребята очень любят игру. Поиграем «Угадай звук» Проверим, все ли умеют внимательно слушать. Хлопаем в ладоши, если звук есть. Ёлка, экскурсия, лиса, этаж, школа, экран, ива, диван, электричество, экскурсия, книга, мэр. Знакомство с буквой Звук э на письме обозначается буквой э Посмотрите, на что она похожа? Над лугами в синеве Пролетает буква э. Это ласточка весной возвращается домой. Буква э на эс дивится. Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка. В каких ещё буквах есть элементы схожие с буквой э. (х ж с) Место буквы в алфавите. Работа в тетради. Печатаем букву э. Работа со слоговой таблицей. Чтение слогов. Все гласные буквы можно разделить на две группы Какие ещё звуки придают твёрдость предшествующему согласному? А о ы у э (а мягкость?)я ё е ю и ФИЗМИНУТКА Мы составили слоги. А что образуют слоги? А вы знаете, что буква э встречается в основном в словах иноязычного происхождения пришли из другого языка и являются заимствованными. И только три слова являются русскими. «Русских слов на букву Э мало в нашем словаре : эй, и эх, и эта. А экватор, эстафета, электричество, экран к нам пришли из дальних стран. Но язык наш к ним привык, стал богаче наш язык.» Когда мы употребляем эти слова? Узнать значение других слов нам помогут книги. Как называются они? МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА Сегодня на уроке мы поработаем с книгой. Откроем её и прочитаем что там написано. 1. Живёт без тела Говорит без языка Никто его не видит А всякий слышит. Эхо Эхо) - волна акустическая( электромагнитная), отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем. Работа в парах (на столах дети составляют слово и делают зв-б. анализ) + проверка на доске одним из учащихся. Работа с учебником Найди в учебнике и прочитай слова, начинающиеся на букву э. Объясни значение этих слов. В какой части слова пишется э? Что ещё можно сказать о ней (уд. или безуд.)? Чтение стихотворения детьми «- Мама! – слышится с холма. Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!» Это маму звал малыш. Эхо, ты кому кричишь?» (Г.Виеру) Выразительное чтение. Инд. и вместе по памяти. 2. Мы читали стихотворение, а кто пишет стихи? Каких поэтов вы знаете? Проверка д\з чтение наизусть с выражением стих-я Фета. В какой части слова находится буква э в слове поэт? Что ещё можно сказать о ней (уд. Безуд.)? Найди и прочитай слова в учебнике с буквой э посередине. Пальчиковая гимнастика Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи (показываем с помощью рук ярангу, иглу) 3. А вы знаете, что в русском языке мало слов с этой буквой в середине или на конце. И одно из них название растения Кто узнал этот цветок? У кого он есть дома? С какой целью вы выращиваете его? Выложите это слово. Ало́э, содержащий около 400 видов. Название рода происходит из арабского языка, в переводе с которого оно означает «горький». В какой части слова находится буква? Что ещё можно сказать о ней (уд. безуд.)? Работаем с учебником. Чтение слов цепочкой. Итог: с каким звуком (буквой) познакомились Что о ней узнали? (гласная, обозначает твёрдость, ударная или безударная, может стоять в начале, середине, конце)
Итог урока: наш урок подошёл к концу
Возвращаемся домой. Прощаемся с новыми друзьями.
С каким новым звуком вы познакомились? Как называется буква, обозначающая этот звук? Что нового узнали? Оценка знаний учащихся: молодцы, спасибо, приятно работать. Рефлексия. • если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то поднимите зеленый кружок • если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то синий • если вам многое не понятно, то красный цвет.